Назад

Открытые системы: будущее и настоящее

Пожалуй, одной из самых избитых фраз в мире является следующая: “мы живём в удивительное время…”, — но всё же именно в ней кроется тот смысл, который хотелось бы отразить в этой небольшой статье, где попробую рассказать о том, как мечты становятся не просто реальностью, а будущим, в котором ты живёшь и понимаешь, что ещё каких-то 20-25 лет назад оно было лишь в голове, на бумаге.

Мир техно

Пожалуй, на свете нет более униженного термина, чем анархия: когда говорят о беспорядках — её подбирают в качестве синонима, когда хотят кого-то упрекнуть в излишнем бунтарстве — называют анархистом, если где-то творится политический хаос — снова обращаются к ней… На самом же деле анархия есть независимость общества от публичной (или, как её ещё называют — политической) власти. Одним словом, это открытое общество, начала которого изложены в интереснейшей книге “Открывая организации будущего”.

Как раз последний труд натолкнул меня на идею сей статьи. И вот почему: когда мне было 13 лет на дворе стоял чёрный 1998й — не только потому, что в тот год случился очередной и довольно сильный финансовый кризис, не из-за почти полного солнечного затмения, но и потому что для меня лично год был слишком длинным и тяжёлым. Но именно тогда впервые начал с упоением читать больше, чем обычно — не 100, а 1000 книг в год. И именно в тот момент ко мне пришла идея общества будущего: она не была моей (вообще считаю, что идея не может быть чьей-то, т.к. общество — открытая система), но всё же скомпоновал её из разных источников и под определённой призмой созерцания именно сам.

Собственно, Идея делилась на две части: первая — технологическая, которую почерпнул из разных научно-популярных журналов и книг фантастов (про интернет тогда только слышал — использовать его было крайне накладно); вторая составляющая — социальная.

И, если первая наступила довольно быстро: мало кто задумывает, но ещё десять лет назад вездесущие терминалы с сенсорным дисплеем и даже продвинутые банкоматы у большинства вызывали неописуемый трепет и даже страх. До сих пор помню, как на первом курсе выдали (точнее — оформив кучу документов, получил в Сбербанке сам) чиповую карту непонятно-коричневого и белого цвета, с которой подошёл к ближайшему железному ящику узнаваемого зелёного оттенка и попробовал снять свои первые 220 рублей. Это было что-то: инструкции казались на столько краткими, что единственное, что смог сделать — покраснеть от нетерпения и внутреннего разочарования и уйти.

Целый год после этого не пользовался картой, т.к. стипендию можно было получать и в деканате. Но со временем всё улучшилось: сначала это был опыт коммерческих банков, а потом и Г. Греф сделал из Зелёного монстра нечто, очень похожее на кредитную организацию с акцентом на клиентоориентированность, а не кассу, за которой сидит некто, ненавидящий тебя априори.

Первый же терминал увидел в своём родном Усолье: этот синий детёныш с милым лицом стоял прямо возле входа на центральный рынок и очередь к нему была неимоверная — словно меня вернули в начало 90х, когда в городе не было денег и еды. Комиссия на тот момент была просто зверская, но 10% «на сотовую» все считали нормальной платой, поскольку пополнение шло довольно быстро, фактически мгновенно, а суммы всё же были не большими.

Сейчас у терминальных сетей по несколько десятков (даже сотен) тысяч этих металлических созданий: по сути своей — роботов, которые призваны облегчить нашу растратную жизнь. И к ним все привыкли, не задумываясь, на сколько интересные и сложные технологии лежат в основании. Пожалуй, об этом лишь иногда вспоминают полицейские, когда ищут наркоторговцев, проворачивающих сделки через оффлайн платежи, да ЦБ, который вспоминает изредка, что наличные даже в 2016 году в России в огромном ходу и через них идёт просто неимоверный поток белых, серых и чёрных сделок.

То же самое могу сказать и о сотовых, поскольку их появление прекрасно помню: у моего двоюродного брата, что старше меня фактически на 30 лет, такая “игрушка” появилась как раз в 90е, когда он только начал заниматься бизнесом. Сотовый в те времена был больше похож на небольшое радио с антенной, которое, правда, стоило неимоверно дорого и само по себе, и по обслуживанию.

У меня же такое средство связи появилось значительно позже — лишь на третьем курсе университета, да и то по великой случайности. Сегодня же сотовых, смартфонов и прочих гаджетов столько, что даже малолетние дети (что, впрочем, на мой взгляд — перебор) не удивляются ни гибким экранам, ни мощным процессорам, ни тем более заложенным внутрь красивой обшивки технологиям. Скажу ещё пару слов и о гироскутерах: тогда, в отрочестве и юности, подобное, как, скажем, и моноцикл, казалось чем-то совсем далёким, пожалуй, сравнимым с полётами в Космос. Но, когда подрос, лет где-то в 20, понял, что это как раз — обозримое будущее.

И вот — оно тоже пришло, наступило, настало и начало быть: сегодня гироскутер не может позволить себе разве что самый бедный студент. А ведь ещё совсем недавно на моноколесе ездили только в цирке, а управление скоростью, углом наклона и проч. с помощью тела было совсем уж странным. Даже сигвеи казались долгое время большинству чем-то, что никогда не будет доступно ему, то есть огромному числу людей.

Но всё это — сотовые, планшеты, новые средства попадания из точки А в точку Б, разного рода ткани и т.п., всё это лишь видимая, осязаемая, но тем не менее не самая важная составляющая той части времени, которую мы в своём четырёхмерном континууме называем ещё не наступившим.

Куда важнее для меня вторая составляющая — социальная.

Дело в том, что не раз мне приходилось отстаивать свою точку зрения, что анархия — уже была в обществе и значит — возможна. Государство едва ли 1000 лет правит миром (правда, оно всегда пытается себя “удревнить”, но такой подход заведомо пройгрышен) и при этом мало кто задумывается над тем, а что же было до?

Часто говорят о неком первобытно-общинном строе, но на самом деле всё было многим иначе: достаточно посмотреть на историю Южной Америки (да и Северной тоже), которую так сильно пытаются скрыть, завуалировав всё под Дикий Запад, как некогда в СССР пытались делить шкалу времени до 1917, проходя её по вершкам, и после, что изучалось подробного и долго. А ведь  достаточно взглянуть хотя бы на Тиауанако, чтобы понять, что много тысяч лет назад существовали цивилизации, которые к нынешнему государству имеют весьма и весьма опосредованное отношение.

Не буду здесь и сейчас вдаваться в подробности — всё же это пост, а не философское эссе, а лишь скажу, что уже сегодня люди создали то, что ещё 10-15 и даже 20 лет назад знал лишь по книжкам и фантазиям внутри себя.

Государство — это прошлое

Чтобы мой опыт был более понятен скажу следующее: в 7-9 классах, прочитав массу книг по интересующей меня теме, послушав своих учителей на разные темы, пришёл к выводу, что единственный способ противостоять государству (а кто из нас не противостоит обществу в свои 13-15 лет?) — стать юристом. Почему? Потому как именно люди этой профессии лучше все разбираются в устройстве монстра — властителя бюрократии и войны.

Так и сделал — поступил на факультет конституционного и международного права. А потом ещё и закончил аспирантуру по этому же направлению.

И вот сегодня могу с полной уверенность сказать, что все признаки, а значит и функции, государства уже распределены в обществе. Например, государство — эмитент денег, т.е. универсальной стоимости товаров, услуг и жизни вообще. Но сегодня есть Bitcoin и порождённая им целая индустрия криптоденег. И государство здесь уже ни при чём (к слову: пока писал статью — даже наш Минфин согласился признать за btc — криптозолотом, как его ещё называют — статус «иностранной» валюты).

Государство также призвано для регулирования общественных отношений, но в наше время и эта функция атрофирована: Uber и подобные сервисы уничтожают один из главных оплотов частной собственности — автомобиль; социальные сети ликвидируют почтовую службу, а мессенджеры — монополию телефонии; собственно, дело сейчас за грузовыми перевозками, т.к. терроризм — насаждаемый США, Россией, ЕС и прочими — самый явный тормоз, но и его вполне может обойти открытое и по-своему честное (на первом этапе — скорее формально) общество.

Благодаря блокчейну каждый день появляется новая идея, а то и проект в той или иной области, начиная от тех же посылок, заканчивая медицинскими стартапами. И всё это — мир без посредников. Но ведь государство — главный посредник всего и вся… Думаю, вы понимаете, о чём я?

Даже территория не является теперь уникальной: вы можете жить в Таиланде, работать на компанию из Штатов или, скажем, Кореи, быть гражданином России, а больше всего значить для Белиза, где у вас есть собственная фирма-стартап. Как было написано в одной интересной книге: сегодня важно не расстояние — оно мертво, но связь, взаимодействие, которое, как раз благодаря IT в широком смысле, может быть фактически мгновенными.

Пожалуй, лишь две составляющие до сих пор остаются полной монополией государства: право на насилие и символика. Последняя, впрочем, просто никому не нужна: уверен, что надкусанное яблоко знает не меньше людей на Планете, чем российский и уж тем более зимбабвийский флаг.

С насилием же всё сложнее: государство способно выдумать Аль-Каиду, Игил, Талибан, Хамаз с такой же степенью вероятности, как n-ую партию или нацистов. И в каждом случае кто-то в этом увидит благие начинания, но в итоге получит лишь кровь. Потому как государство — централизованная система, которая зиждется на узаконенном убийстве. Если есть сомнения — рекомендую изучить историю геноцида славян, индейцев, индусов, африканцев и прочих на Земле.

И в этом — последнем бастионе — государства вся его сила и слабость одновременно: пожалуй, великий и как никто уважаемый мной М. Ганди доказал, что насилие побеждаемо не насилием, а революции, особенно последних лет, как раз доказали, что построить новый мир, используя старые принципы — не возможно. Именно поэтому ЕС — очень хрупкое создание, а ООН — и вовсе бесхребетное. Именно поэтому почти все империи уже канули в Лету, а Федерации всё больше и больше терзают сами себя (достаточно вспомнить Югославию, Чехословакию или даже Канаду).

Не знаю, какое количество проектов родится на этом поприще и сколько из них погибнет, но то, что эта область требует реформирования — факт и факт императивный.

И сегодня во всех странах (подчёркиваю — именно во всех, а не в отдельно взятых) государство бьётся о скалы собственного непонимания: люди создают сервисы для открытого общения и даже выделения себя на карте для поиска новых отношений — хотя здесь гипертрофия ещё страшнее, чем антипод — в это же время государство принимает всё больше актов, направленных против терроризма, но при этом терроризма становится только больше — последние теракты в Волгограде и Ницце для меня — лучшее тому доказательство; люди путешествуют и открывают новые горизонты, а государство пытается отменить даже то не многое, что уже есть (безвизовый режим, Шенген, Турция — Россия и проч.); одним словом — люди дают государству всё — от своих персональных данных и до привычек, а государство тем временем становится всё более закрытой системой. И вот здесь — стоп!

Зачем нужны прививки

Над этой темой долго рассуждаю и часто спорю: кто-то ведёт своих детей на “необходимые уколы”, кто-то — категорически против. Но отрицать тот факт, что гигиена и медицина в целом убрали многие смертельные болезни (от оспы до чумы) — бессмысленно.

Дело в том, что открытая система всегда сильнее закрытой на большом масштабе: люди, обходящие Землю кругом, или, например, воины, работающие в горячих точках, с помощью прививок устраняют массу мелких неприятностей, которые могут вполне вылиться в одну крупную — смерть. Вегетарианцы отстаивают позицию, что убийство животных — грех, но при этом сами животные, даже далеко не плотоядные (бабуины, жирафы и т.д.) ищут недостающие микроэлементы именно в мясе и костях. Тема эта безграничная, но всё же доказательств тезиса — просто неимоверное количество: рекомендую, например, вспомнить … М. Джексона, который пробовал жить в закрытой системе — барокамере и почитать, что из этого вышло (особенно — каковы были последствия для здоровья певца). Или, как бы я лично ни относился к СССР, вспомнить по железный занавес, которому противостоял открытый рынок капитализма.

И это не значит, что закрытые системы не нужны или даже что они — хуже. Просто есть время и место, где они необходимы или достаточны (например, пароли для авторизации), а есть ситуации, когда они губительны — и для носителя, и для окружающих.

Несколько слов после

Эту статью написал с единственной целью — сделать общий набросок того, что происходит сегодня, т.е. во времена, когда ещё жив, а будущее — уже работает на полную катушку.

Да я и большинство из нас до сих пор не можем просто так слетать даже в самый ближний Космос, но мы уже можем наблюдать за ним (Луной, Марсом, даже дальними Галактиками) благодаря ПК. Да, телепортация пока осуществима лишь на квантовом уровне, а люди всё ещё бьются в попытках догнать мозг, используя устаревшие представления о со-знании и отрицая сущность Биосферы. Да, государство играет свою последнюю, довольно страшную, симфонию, но всё же мир становится более открытым.

Для его достижения нам нужно лишь больше трудиться и знать: знание как в своё время гигиена станет тем ключом, который откроет дверь не только к долгожительству, но и синтетическому мышлению, от которого мы, “благодаря” европейцам ушли в Новое время, уступив пьедестал строгой аналитике, которая ничего не знает о мире, а лишь изучает его составляющие.

Думаю, и это не за горами: быть может, даже мы успеем…

В. Попов. P.S. Мнение автора может не совпадать с мнение редакции. 

город будущего pokupo

Поделиться:

Назад

Вам будет так же интересно