Назад

Александр Стрелов: «Через 10-20 лет иерархические организации станут динозаврами»

команда Pokupo предпочитает децентрализованное управление в электронной коммерции

Идёт уже второй месяц написания Самого важного документа (СВД) нашей компании. Второй версии. Была и первая — сверх-черновая. О чём этот документ, пока умолчим, лучше наглядно по факту продемонстрируем. Скажем лишь, что он действительно самый важный для нас.

Хоть и не все его принимают. И не все считают его существование необходимым. И это тоже нормально и правильно. Как говорится: «Если у двух человек один и тот же взгляд, один из них лишний». Но даже для несогласных наш СВД важен, потому что несогласные тоже работают в Pokupo.ru, и насколько это заметно со стороны, им работа в нашем формате нравится. В этом документе мы как раз и пытаемся обрисовать контуры нашего формата.

Инициатором написания СВД стал наш тим-лидер Александр Стрелов, он же и основной его автор, и вдохновитель остальных, и человек, острее всего переживающий столь медленное продвижение в этом вопросе. Александр и собрание собирал, и каждого лично спросил, почему он не вкладывает себя в этот документ, и, в конце концов, написал своё видение того, зачем нам нужен этот СВД? Вот этот полезный текст, превратившийся в целую историю осознания себя в этом мире, историю становления и развития Александра и его проектов, но в первую очередь, историю отношения к управлению в компании, мы публикуем (с согласия Александра, разумеется).

“Когда я прочитал книгу “Открывая организации будущего” Ф. Лалу, я окончательно убедился, что моё упорное желание создать новый формат совместной деятельности людей, вполне реален, более того, он уже успешно и давно работает. Я понял, что для того, чтобы эта штука работала, нужно общее видение, единое понимание куда и как мы идём. Но, разрешите немного личной истории, как я до этого докатился.

С самого начала своей трудовой деятельности я столкнулся с личным отторжением концепции: “делай, что приказывают и будет тебе счастье”, для меня это исключало возможность творчества, ты должен быть исполнителем чужой воли, бездушным орудием, короче, тупо — деталью механизма, которая не может быть уникальной по определению. В любой момент времени у главного должна быть возможность заменить тебя на точно такого же исполнителя.

Но я выбрал творческую профессию — разработчик программного обеспечения, которая требует не только воображения и фантазии, но и хороших навыков в математике и логике, именно такой сплав качеств определил моё пристрастие к этой теме. Но вот с творчеством сразу возникли сложности, так как мне сверху ставилась вполне конкретная задача, а порой требовалось выполнять роль “ты-же-программиста”, который должен устранять все проблемы с техникой, даже если в ней конструктивно не предусмотрен процессор. Такая ситуация меня весьма огорчила, я понял, что просто закопаю своего ребенка (творческое начало) и потеряю себя как специалиста, работая на дядю. Надо заметить, что на дворе только настало новое тысячелетие, гуглу было всего 3 годика от роду, Марку идея фейсбука ещё даже не пришла в голову, а я был С++ разработчиком самоучкой под вечнооконный и удалён от мейнстрима более чем на 5000 км.

Я решил идти своей дорогой, смело добавив префикс ИП к своей фамилии. И стал я пиратом по части игр и ПО, да-да, тем самым лавочником, который продавал диски разного качества по 60 рублей за штуку. В начале я всё делал сам вместе с супругой и родными, но с ростом бизнеса, возникла потребность в привлечении сотрудников. Я стал работодателем, т.е. примкнул к той части общества, которую не особо жалует другая часть социума — наемные сотрудники. Даже мои бывшие сокурсники по университету и друзья стали иначе относится ко мне, когда узнали, что я чей-то босс. Я оказался по другую сторону баррикад, здесь я был волен распоряжаться и требовать от людей исполнительности, так как я платим им за это деньги. Но парадокс в том, что такие производственные отношения меня совсем не устраивали, я не хотел быть боссом, надсмотрщиком, даже роль заботливого шефа меня не вдохновляла. Я понял, что многое зависит от развития самих сотрудников, но должность продавца, как-то слабо коррелировала с образованностью и широтой взглядов.

К счастью, интернетизация уже шла полным ходом даже в Сибири, да, надо было платить по 3 рубля за мегабайт, но интернет уже БЫЛ! В результате недолгих раздумий, я открыл новое направление бизнеса, а именно — я стал электронным менялой, первым получив статус регионального дилера платежной системы WebMoney. В этот момент я начал активно изучать HTML, JS, PHP и разработал свой первый сайт-страшилку, для меня это было очень круто. Обменный бизнес пошёл в гору, появились “коллеги” по рынку, доходы становились всё солиднее, нашлись партнеры, которые спросили: “Можешь разработать свою платежную систему?”. Конечно, я взялся за это дело обеими руками, и привлек еще одного разработчика, что в итоге материализовалось в собственный платежный сервис. Но с партнерами вышла неувязочка, они активно строили пирамиду, причем финансовую, когда я это понял, то решил отделиться от столь сомнительной затеи. Мой коллега-разработчик занял сторону противоположную моей, в результате, я ушёл один, но без сервиса и денег за него. Через полгода пирамида феерически схлопнулась, создатели отбыли в неизвестном направлении, прихватив деньги вкладчиков. Среди них оказался и мой бывший коллега. Он предложил продать платёжный сервис, дабы как-то восстановить своё изрядно пошатнувшееся финансовое положение. В процессе поиска покупателя я пришёл к мысли, что “такая корова нужна самому” и предложил вместе перезапустить сервис под новым брендом. Мы успешно перезапустились, но сотрудничество как-то не клеилось, моему партнёру нужны были деньги и сейчас, а не когда выйдем в плюс. В итоге, я выкупил его долю в проекте и решил своими силами развивать сервис.

Было решено привлечь наемных сотрудников, так как партнёрские отношения меня весьма разочаровали. Я долго искал тех людей, с которыми можно было бы комфортно работать, без необходимости играть роль надсмотрщика. На это у меня ушёл не один год, взамен я хорошо прокачался в роли управляющего и HR специалиста. Окружающие чувствовали, что я стал более жёстким и требовательным, но лично для меня эти качества были необходимыми, но не доставляли удовольствия и удовлетворения. Моё упрямое нежелание сидеть у кого-то на голове вместо неё, усугублялось осознанием факта, что вместо любимого дела, я трачу себя на совершенно другое. Как следствие, я не мог назвать себя профессиональный программистом, хотя у меня хорошие познания в этой области.

За эти 15 лет мой первый бизнес был успешно закрыт, услуги электронного менялы также себя изжили, а платежный сервис был отправлен в свободное плавание, так как возникли сложности правового характера. Я стал счастливым папой троих детей и мы переехали в Новосибирск, оставив штурвал управления своим коллегам. К этому моменту я спроектировал и совместно с коллегами запустил новый  интернет сервис для онлайн-предпринимателей, хотя на это ушло добрых 3 года.

Мой эксперимент с передачей полномочий управляющего имел весьма интересные последствия, на фоне общего финансового спада, коллеги без меня пришли в депрессивное состояние, развился управленческий кризис, а команда была готова развалиться, но с другой стороны она приобрела весьма полезный опыт. Я вернулся на место капитана и совместно с коллегами мы изменили ситуацию в лучшую сторону. Несмотря на этот неоднозначный опыт, я не оставил свою позицию — люди могут и должны взаимодействовать на равных, без управленческих посредников в виде менеджеров и директоров.

На сегодня я могу сказать, что закрыл вопрос материального обеспечения для своей семьи, и не потому что заработал миллионы долларов, просто я точно знаю сколько нужно ресурсов для нормальной жизни при том, что есть жилье, личный транспорт, полезный опыт в ИТ-предпринимательстве и, конечно же, здоровье. Осознание факта, что можно избавиться от глубинного эго-страха: “я буду страдать и умру от голода, холода или просто из-за отсутствия денег”, серьезно перевернуло мое мироощущение, да раньше, я гипотетически себе представлял такое событие в жизни, но когда это стало реальностью, первое, что я ощутил, это отрицание реалистичности нового взгляда на жизнь. Но к тому моменту я прочитал достаточное количество книг по психологии и саморазвитию, чтобы понять кто тут устраивает панику и что мне делать дальше. На этом заканчиваю свою личную историю и перехожу к сути.

***

На собственном опыте я убедился, что для изменения взаимоотношений между людьми нужно измениться самому и помочь в развитии коллегам, при этом оставаясь на равных с ними, а не в роли всезнающего управленца. Но как обычно, всё гладко на бумаге, но забыли про овраги, отказываясь играть роль главного, я автоматически теряю возможность требовать и указывать, что и как делать коллегам. В такой ситуации возникает потребность как-то принимать решения самостоятельно, а это ведь ответственность, это то самое, чего многие  обычно стараются избегать, мы начинаем оглядываться по сторонам в поисках того, с кем бы поделиться этой непростой ношей, кто бы сказал, что же нам делать и как принять верное решение. А кроме тактических решений, нужно еще принимать и глобальные стратегические, а тут еще страшнее.

Да и зачем всё это, когда работало же раньше централизованное управление?! Зачем? А ЗАТЕМ, что я более чем уверен, что через 10-20 лет без этого будет трудно представить успешные организации, конечно, иерархические динозавры не вымрут окончательно, но это будут нишевые монополии. Но самое главное, я абсолютно уверен, что я совсем не уникален в своем стремлении к справедливости и равноправию между людьми. Мы заполняем свою жизнь разной деятельностью и значительная её часть называется работой, ей мы посвящаем 35% времени от активной жизни. Но доставляет ли нам эта деятельность удовольствие, реализуем ли мы свои таланты, тем ли мы делом занимаемся?

Обычно на эти вопросы ответ один: нужно зарабатывать деньги чтобы жить, и мы будут делать то, за что платят, даже если приходится быть посредственным исполнителем. Но эта позиция навязана извне, навязана существующей иерархической экономико-политической системой, более того, многие считают, что это их собственные убеждения, что когда-нибудь наступит время, и у них начнётся настоящая жизнь. Но проблема в том, что она НЕ НАЧНЁТСЯ НИКОГДА! Вы вспомнили про пенсию? Тогда внимательно посмотрите на престарелых граждан вокруг, вы уверены, что вы в этом возрасте будете здоровее и сильнее их?

Еще один момент, человеку от природу свойственно всячески экономить энергию, т.б. лениться, а то мало ли, кто-нибудь сожрать вздумает, а сил то удирать не будет, и фигня, что на дворе уже 21 век и мы успешно замочили большую часть тех, кто мог бы нами отобедать. И эта природная лень очень гармонично вписывается в  иерархические отношения начальник-подчиненный, так как последний особо может и не отвлекаться на мозговую деятельность, а тупо выполнять указания. Но давайте все же признаем, хоть мы и вышли из животного племени многим хочется чуть больше чем просто: жрать, ржать и срать, а да, и совокупляться. Грубо? Да, но именно так представляется  для меня человек, который отрицает принципы развития.

Я написал самый важный документ, не зная даже толком как его назвать, но точно зная, зачем он нужен. СВД написан, чтобы каждый мог самостоятельно принимать верные решения, опираясь на метод взаимных консультаций равный к равному, без надобности утверждения решений у меня или кого-то еще. Кроме этого, он должен стать первоисточником для разработки правил по которым мы будем совместно работать в ближайшие годы. Вы считаете, что он хорошо написан и вам нечего добавить? В таком случае вы всё еще действуете на основе парадигмы “подчиненный-начальник” или “ребёнок-родитель”, перекладывая на меня ответственность за свою собственную жизнь. Я обычный человек и смотрю на мир своим взглядом, сквозь свою призму опыта и знаний, но у вас есть свой уникальный взгляд, который вы эгоистично оставляете при себе. Я пытался ответить на вопрос: в чем же причина такого поведения? — и пришел к выводу, что причины три:

  1. Вы не понимаете зачем нужен этот документ и ваше участие в его написании;

  2. Вы боитесь обнаружить себя, боитесь, что это вызовет насмешки и вы покажитесь в не самом лучшем свете;

  3. Вы просто считаете, что не умеет выражать свои мысли в тексте.

Для устранения первой причины я написал эту кучу букв :), и очень надеюсь, что помог вам в ответе на вопрос “Зачем?”. Что касается остальных причин они лежат за границами моего влияния, так как это ваш круг влияния, это ваши страхи и неуверенность оправдывают отказ от участия в этом сверх важном деле.

Я очень хочу, помочь активировать наш потенциал творцов и перейти на новый уровень, но я НЕ ХОЧУ заставлять кого-то развиваться. Только вы сами можете принять это решение и присмирить страхи  своего эго. Я готов и дальше думать, анализировать, творить и помогать вам в этом же, но только на равных и целостных началах. Я абсолютно уверен, что если мы преодолеем эти первые самые сложные барьеры, нас ждут огромные возможности: мы сможем работать так, чтобы абсолютно победить подкорковый псевдо-страх “пострадать от голода/холода/болезни”, чтобы наши знания и навыки стали выдающимися, чтобы мы ощущали радость и удовлетворение от каждого дня совместной деятельности, чтобы мы смогли реализовать свой потенциал во всю мощь! В общем, я всем существом хочу, чтобы мы прожили долгую полноценную жизнь, осознанную и счастливую, т.е. стали лучшими версиями себя и смогли изменить окружающий мир к лучшему, чтобы оглянувшись назад, мы улыбнулись и могли спокойно уйти, уйти навсегда… уступая дорогу нашим детям и следующим поколениям. Пафосно? Нет, для меня лично, это весьма обычный ход мыслей, очень надеюсь, что вы меня услышали.

P.S.: Я потратил 4 часа от своего выходного дня, чтобы всё это написать, решив, что это важнее, чем поиграть с сыном в лего, пообщаться с супругой или просто отдохнуть телом и душой за хорошей книгой. Буду признателен и благодарен, если эта частица моей жизни не пропадёт зря…”

 

Поделиться:

Назад

Вам будет так же интересно