Назад

Ещё раз про дуализм инвестиций в электронную коммерцию

дуализм инвестиций на рынке электронной коммерции

Вчера в нашем блоге на Хабре опубликована статья о Викимарте и инвестиционных пузырях в российской электронной коммерции. Днём ранее же стало известно про очередную серию кредиторско-долговой оперы с интернет-магазином Enter в главной роли.

Жалеем, что не прошлись по Энтеру в той статье, поэтому дополним здесь.

 

От наблюдения к конкурсному производству

На днях собрание кредиторов интернет-ретейлера решило-таки ввести процедуру конкурсного производства в отношении должника. Объём долгов насчитывает в настоящее время более 11 млрд.рублей. Однако с мая 2016 года, когда суд ввёл процедуру наблюдения в отношении компании, эти долги только увеличиваются. При этом Enter продолжает торговать принимать поставки, оборот в 9 млрд. рублей не увеличивается, но и не падает.

Причины того, что Энтеру позволяют до сих пор работать, не совсем понятны. Возможно, они в том, что владельцем компании является кипрский офшор “Апивалас холдингс” (из российских совладельцев — инвестор — Олег Малис — владелец группы  Solvers, специализирующейся на недвижимости Москвы), и кредиторы каким-то образом “взаимодействуют” с этим офшором через Enter. Но это на уровне домыслов. Может, в другом. Не важно. Мы же о дуализме инвестиционной модели на рынке электронной коммерции, и в целом.

 

Из истории

Основана компания в 2011 г. Максимом Ноготковым и изначально действовала в связке со “Связным”. Наивысшим достижением является попадание в ТОП-40 российских интернет-компаний. Шатать компанию начало в кризисном 2014-м. Тогда ушёл генеральный директор Сергей Румянцев. Временный CEO покинул Enter вместе с ведущими топ-менеджерами через год, после прихода туда нынешнего владельца Малиса. Поиски Михаила Рубина шли целых полгода — никто не хотел становиться главой компании-должника (а долги в тот момент составляли уже 2,5 млрд. рублей). В итоге Михаил пришёл и заявил, что “ритейлер перешел от стратегии “оборот любой ценой” к подходу “эффективность любой ценой”, то есть что нужно стремиться жить по средствами и начать приносить прибыль. Означало это, что Олег Малис дополнительно ничего инвестировать не планирует.

 

Выход есть/нет?

С нашей точки зрения, переход к новой стратегии был абсолютно правильным шагом. Но очень запоздалым. Лучше всего его было сделать ещё в момент основания компании. Ведь как быть, если прибыль нужно получить такую, чтобы и по долгам рассчитаться, и по процентам, и на развитие оставить. В итоге, перейдя на такую стратегию Рубин принёс компании долгов уже на 6 млрд. рублей. Это было в мае 2016 года, когда Энтер удивительным образом сумел убедить кредиторов провести реструктуризацию долгов и ввести процедуру наблюдения. С тех пор объём задолженности увеличился до 11,4 млрд. рублей. Хотя вполне возможно, что стратегия была только озвучена. Не помог компании и полный отказ от оффлайн-магазинов и логистических центров.

Ещё раз видим, что инвестиционная модель, модель безудержных вливаний в увеличение оборота компании, не работает. Факт признания этого Михаилом Рубиным говорит о многом. Есть ли выход у Энтера? Судя по уклону, с которого он катится, нет. У других же есть хорошая и показательная чужая ошибка, на которой можно научиться. И начать с малого. Например, открыть интернет-магазин. Бесплатно. Без инвестиций. И постепенно развиваться.

 

Поделиться:

Назад

Вам будет так же интересно